Решение создать единую систему цифровой маркировки и прослеживания товаров Правительство РФ приняло в целях защиты рынка и потребителей от поддельной продукции. Эта система основана на цифровых технологиях и называется Честный ЗНАК.
Координатор создания и развития государственной информационной системы - Минпромторг, оператором – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), Проект реализуется в формате государственно-частного партнёрства на средства акционеров ЦРПТ.
В чем суть системы?
На товары наносится цифровой код Data Matrix, который защищен от подделки российскими технологиями криптографии.
Система едина для всех товарных категорий.
Позволяет отследить движение каждой единицы товара от производителя до потребителя в течение всего срока нахождения на рынке.
Как работает система Честный ЗНАК?
Уникальный код, который производитель или импортер размещает на упаковке продукции присваивается каждому товару. С помощью этого кода можно фиксировать весь путь товара: от производителя до потребителя.
Система отслеживает движение товара на всех этапах, что исключает возможность появления подделки.
Продажа товара на онлайн-кассе меняет его статус на «вышел из оборота», а если товар все же нелегальный, то информация о наличии контрафакта в точке продажи передается в контролирующие органы автоматически.
Что обязательно нужно маркировать?
Маркировка товара происходит поэтапно.
На первом этапе маркировке были представлены следующие товарные группы:
меховые изделия - маркировка товаров началась с 1 августа 2016 года. С 1 июня 2019 года информационная система маркировки изделий из меха перешла в единую национальную систему маркировки и прослеживания товаров Честный ЗНАК.
лекарства — зарегистрироваться в системе мониторинга движения лекарственных препаратов должны все участники оборота лекарственных средств с 1 июля 2019 года. С 1 июля 2020 года маркировка всех лекарств становится обязательной.
табачная продукция — регистрация производителей и розничных продавцов в системе началась 1 марта 2019 года, а 1 июня 2019 выпуск не маркируемой продукции прекращен. Оборот не маркируемой табачной продукции прекратится с 1 июля 2020 года – до этого момента можно продавать товарные остатки без кода.
молочная продукция - с 15 июля 2019 начался эксперимент по маркировке готовой молочной продукции, который продлится до 31 декабря 2020 года.
духи и туалетная вода - зарегистрироваться в системе маркировки необходимо до 31 марта 2020 года. Обязательная маркировка продукции начнется с 1 октября 2020 года. Реализация не маркированных остатков разрешается до 30 сентября 2021 года.
шины и покрышки — производство, импорт и приобретение не маркированных шин запрещается с 1 ноября 2020 года. Маркировка шин, ввезенных в РФ после 1 ноября 2020 года, но приобретенных до 1 ноября 2020 года осуществляется до 15 декабря 2020 года. С 15 декабря запрещается оборот и вывод из оборота не маркированных шин. До 1 марта 2021 года все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, нереализованные до 15 декабря. С 1 марта 2021 года маркировка всех этих товаров обязательна.
обувь - с 1 июля 2019 года началась регистрация участников рынка, с 1 марта 2020 года запрещен оборот не маркированных обувных товаров. До 1 апреля 2020 года продавцам необходимо осуществить маркировку остатков, приобретенных до 1 марта 2020 года, но полученных после 1 марта 2020 года. С 1 июля 2020 года маркировка товара станет обязательной.
фотокамеры и вспышки — зарегистрироваться в системе маркировки участники оборота обязаны до 29 февраля 2020 года. Оборот не маркированных товаров будет запрещен с 1 октября 2020 года. До 1 декабря 2020 товарные остатки должны быть промаркированы.
товары легкой промышленности — с 1 января 2021 года оборот не маркированных товаров будет запрещен, до 1 февраля 2021 года все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, нереализованные до 1 января 2021 года.
Планируется, что к 2024 году будет создана сплошная система маркировки и прослеживания, которая включит в себя широкий список товарных категорий. В ближайшее время список будет расширен, в него будет включена пищевая продукция, детское питание, минеральная вода и безалкогольные напитки, бытовая техника и др.
С чего начать?
1. Подать заявку на регистрацию в системе маркировки.
2. Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (ЭЦП).
3. Зарегистрироваться в личном кабинете участника оборота.
Что дальше?
1. Важно заключить договор с ЭДО (электронный документооборот), подключить его к системе маркировки.
2. Приобретите или обновите программное обеспечение.
3. Необходим принтер печати этикеток.
4. Приобретите ТСД (терминал сбора данных) и сканер считывания кода DataMatrix.
5. Нужно приобрести или обновить прошивку ККТ (контрольно-кассовой техники).
6. Заключите договор или дополнительное соглашение с ОФД (оператор фискальных данных).
Консультацию для Вас составила специалист нашей Линии консультаций.
Закажите тестовую консультацию по Вашей программе у нас по телефону: +7(343) 288-75-45.
*Для оказания консультации необходимо сообщить ИНН вашей организации, регистрационный номер вашей программы ( для программ 1С:Предприятие версии ПРОФ необходим активный договор 1С:ИТС ПРОФ)