ЕНС: автоматизация взаимодействия с ЛК ФНС в 1С
С 1 января 2023 года налоги и взносы уплачиваются единым платежом к единой дате, а ФНС самостоятельно разносит суммы уплаты по налогам. Данных механизм исключает единовременное наличие переплаты и задолженности в разрезе налогов и взносов.
Для оперативной оценки состояния своего единого налогового счета предусмотрено взаимодействие налогоплательщика с ФНС через личный кабинет.
ФНС анонсировала предоставление доступа к данным личного кабинета через механизм взаимодействия с другими программами. Личный кабинет будет доступен непосредственно в программах 1С.
Рассмотрим подробнее как будет проходить интеграция программы 1С с сервисом личного кабинета ФНС.
В программах 1С будет выделенное рабочее место, в котором можно увидеть данные единого налогового счета в различных разрезах, а также осуществлять взаимодействие с ФНС по ЕНС.
-
Верхний раздел представлен в виде гиперссылок для навигации по разделам. Здесь выводятся, в том числе, итоги по каждому разделу.
-
Центральный раздел представлен в виде расшифровки выбранного раздела. Можно проанализировать, как сформировалась итоговая сумма раздела, в разрезе каких обязательств и в какие даты.
-
В нижнем разделе представлены элементы взаимодействия с ФНС и переход к полному списку документов такого взаимодействия.
Подробнее о разделах.
Раздел «Кошелек».
Раздел с движениями средств единого налогового платежа. В заголовке отображается текущее сальдо ЕНС. По кнопке «Пополнить» можно оформить документ пополнения ЕНС.
В нижней части раздела представлена группировка операций в разрезе направлений движений. Например, при позиционировании группы платежей мы увидим как ФНС учитывает поступления ЕНП.
По кнопке «Все операции» можно вывести на экран все движения по ЕНП по хронологии.
Раздел «Предстоящие платежи».
В разделе отображаются данные по обязательствам срок уплаты которых еще не наступил. В заголовке группы выводится общая сумма предстоящих платежей. Отдельно выделена сумма ближайшего по дате платежа. Она собрана из данных расшифровки.
При наличии имеющейся отсрочки или рассрочки по какому либо платежу данная информация будет доступна по соответствующей ссылке.
Раздел «Зарезервировано».
У налогоплательщика есть право распорядиться положительным сальдо ЕНС, отправив соответствующее заявление. В этом случае из суммы сальдо ЕНС заявленная сумма изымается и резервируется за конкретным налогом с конкретным сроком уплаты. В разделе «Зарезервировано» отображаются такие суммы с расшифровкой по налогам.
Раздел «Все налоги и взносы».
Это визуальная налоговая карта. Задача раздела дать быстрый ответ об общем состоянии расчетов.
Раздел «Задолженность».
Здесь отображается информация по непогашенным обязательствам с истекшим сроком уплаты.
Также в этом разделе можно посмотреть процедуры взыскания по соответствующей ссылке.
Что касается анализа состояния конкретного налога, то для этого предусмотрено отдельное окно. В любом разделе можно двойным нажатием мыши по сумме налога открыть расшифровку в виде карточки налога с выводом данных из всех разделов (предстоящие платежи, задолженность, зарезервировано, история операций).
Как уже говорилось ранее, нижний раздел личного кабинета - это инструмент для взаимодействия с ФНС.
Здесь можно:
· сформировать «Заявление о распоряжении суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС путем возврата»,
· сформировать «Заявление о распоряжении суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС путем зачета»,
· сформировать «Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки»,
· запросить сальдо ЕНС,
· запросить справку о принадлежности сумм ЕНС,
· перейти к полному списку документов, предназначенных для взаимодействия по ЕНС.
Подключение к сервису.
Согласно требованиям ФНС получение данных из личного кабинета требует использование квалифицированной электронной подписи. Налогоплательщику требуется подписывать запрос на авторизацию, а ответ от сервиса требуется расшифровывать.
Предусмотрено два вида подключения к ЛК ФНС.
1) Подключение с КЭП сотрудника:
- При помощи КЭП директора.
- При помощи иного лица при наличии зарегистрированной в ФНС МЧД.
У такого метода есть существенное ограничение. Для работы с КЭП пользователю надо вводить пароль. В зависимости от настройки программы криптопровайдера на компьютере, потребуется вводить пароль от одного раза для авторизации до десяти для расшифровки ответов. В этом варианте работа с ЛК требует обязательного присутствия пользователя. Нельзя закрыть форму ЛК до тех пор, пока не произойдет полное обновление данных. В таком варианте невозможно организовать фоновое обновление ЛК.
2) Подключение через специальный сервис 1С.
Согласно требованиям ФНС для того, чтобы сторонний сервис мог транслировать данные из ЛК требуется оформить согласие на раскрытие налоговой тайны в пользу такого сервиса. Согласие предоставляется по специальному коду сведений 21001 «Информация о состоянии единого налогового счета налогоплательщика по данным ФНС, передаваемая через API». Согласие в программе заполняется полностью автоматически по ссылке из формы личного кабинета. После принятия заявления ФНС станет доступно обновление данных личного кабинета в фоновом режиме без ввода пароля.
Анонсирован пока только первый этап интеграции. Следующие этапы будут направлены на углубление интеграции и большую автоматизацию. В том числе рассматривается автоматическая регистрация в программе факта признания расхода по уплате налогов по данным, полученных из ФНС, автоматическая регистрация данных по пеням и др.
Условия доступа к ЛК ФНС из программы 1С:
· наличие действующей подписки сервиса 1С-Отчетности по направлению ФНС;
· для тех у кого такой подписки нет, планируется предоставить ограниченный по времени бесплатный доступ, чтобы они могли ознакомиться с механизмом и попробовать его в действии.
Хотите получить доступ к Личному кабинету и взаимодействовать с ФНС, чтобы видеть состояние своего единого налогового счета?
Позвоните нам, мы поможем: +7(343) 288-75-45
Статья подготовлена специалистом Линии консультаций компании Техно-линк.